Воркута… Этот город задумывался как инструмент, полезный государству. Сюда, начиная с 1930-х годов, сгоняли тысячи заключенных, которые становились рабами, приносили пользу, добывая уголь. Со временем, город перестал быть известно печальным островом ГУЛАГа, но всегда был и остается, нужен государству лишь из-за угля.
«Западные склоны Полярного Урала. Равнина – справа налево – до Архангельска и бесконечно дальше. Закованная в вечные подземные льды, мертвая снежная пустыня, раскинувшаяся до самых берегов Ледовитого океана. Тундра. Вечное молчание… — А в ведь это Россия!», – с горечью и тоской восклицал Герцен.
До самой смерти Михаил Ломоносов не мог забыть эти родные места. Они вставали перед ним из тьмы, когда одиночество и ночь врачевали душу великого русского ученого. И мысленно уходил он из сияющего Санкт-Петербурга в родную тундру. Он писал, что там несказанные богатства, что натура там пространна, что она ждет смелых и отважных людей, которые бы пробудили ее и призвали к жизни.
В 1867 году одаренный и смелый русский промышленник М.К. Сидоров подал царскому правительству доклад. Он предлагал связать каналом Печору с Камой и начать добычу полярного угля и других ископаемых. «Печора, — писал он, — щедро отблагодарит людей, не убоявшихся трудностей, связанных с первыми шагами колонизации». Царский двор раздраженно ответил Сидорову, что «на севере постоянные льды и никакие промыслы не мыслимы». Ничто не могло убедить ни царя, ни его министров.
Объятая вечным сном, Большеземельская тундра спала. Ледяное молчание таило ее богатства. И лишь неизъяснимая тихая свеча северного сияния мерцала над ними.
За тридцать лет исследований, Сидоров на освоение Севера истратил более полутора миллионов рублей – гигантская по тем временам сумма. Несмотря на исключительную настойчивость М.К. Сидорова, его попытки организовать промышленное использование Печорских углей не увенчались успехом. Но его завещание, написанное в последние годы жизни: «Полагаю, что наши ученые позаботятся исследовать богатство Севера и привлекут промышленность к их разработке», с небывалым размахом воплотилось в первые же годы Советской власти. Ещё во время гражданской войны В.И. Ленин предложил Совнаркому организовать изыскания угля и нефти в Печорском крае.
В 1921 году на Печору была послана экспедиция под руководством Александра Александровича Чернова, который впоследствии посвятил свою жизнь изучению и освоению Севера. Годом открытия Печорского угольного бассейна считается 1924, когда ученый официально заявил об его существовании. Его сын Георгий Чернов – молодой геолог, который пошел по стопам отца в 1930 году окончил Московский университет и получил первое задание – исследовать далекую реку Воркуту на наличие каменного угля. И уголь был найден. Г.А. Чернов стал первооткрывателем Воркутского угольного месторождения. Летом, поднимаясь по реке Воркута, с немногочисленным отрядом экспедиции, в 70 километрах от устья обнаружил 5 пластов каменного угля рабочей мощности и высокого качества.
С великим напряжением осваивалась Большеземельская тундра. Каждый шаг, каждый вбитый кол, каждый человеческий след на тундре доставался тяжким трудом. Оборудование и грузы шли на Воркуту длиннейшим кружным путем, около четырех тысяч километров: из Архангельска по Белому Баренцову морям, затем по Печоре вверх, потом по реке Усе, затем по голой тундре. Наконец, они попадали на Воркуту – только через два года.
В июле 1932 года на Воркутском месторождении каменного угля были заложены две наклонные шахты. Началась разработка богатейшего района коксующихся углей Печорского угольного бассейна. Своеобразной была организация работ на этой шахте. Из-за нехватки рабочей силы уголь добывали только зимой. До лета хранился он на складах, а с наступлением тепла все силы были направлены на отправку добытого угля, на «Большую землю».
В 1933 году началось строительство Воркутинской железной дороги узкой полосы, которая должна была соединить пристань на реке Уса с поселком Рудник и дать выход Воркутинским углям на Большую землю. 4 августа 1934 года узкоколейная железная дорога, построенная впервые в мировой практике в условиях вечной мерзлоты, вступила в строй. По ней вывозился уголь до пристани Воркута-Вом и перегружался на баржи и отправлялся вниз по Усе, а далее по реке Печора, Белому и Баренцеву морю. Летом очистные забои на шахте бездействовали. Все силы бросались на пристань. Там под голубым покровом полярного неба круглосуточно велись работы. За короткую навигацию надо было отправить, как можно больше угля и запастись всеми необходимыми материалами, оборудованием и продовольствием до следующей навигации, так как после первых полярных пург движение по узкоколейке останавливалось окончательно.
Этим же путем на Рудник ввозились стройматериалы, продовольствие и другие грузы, так необходимые строителям и шахтерам. Длина узкоколейки составляла 64 километра. 1 сентября 1934 года Воркутинская шахта выдала «на-гора» первый уголь и этот день считается Днем рождения Печорского Угольного Бассейна. Нужно заметить, что добыча угля и все горные работы от вырубки и доставки угля, велись вручную. Основными орудиями труда были: кайло, лопата и тачка. Только в 1935 году был запущен бензиновый генератор, и началось применение электричества в промышленных целях. В 1936 году на Руднике открыта научно-исследовательская мерзлотная станция…
4 января 1936 года был подписан приказ о строительстве города Большая Воркута.
В 1937 году на левом берегу реки Воркуты небольшой этап заключённых, насчитывающий 26 плотников, разбил для себя палатки, построил ограждение, положив этим начало второму поселку, а впоследствии и самому городу Воркуте. Посёлок создавался для строительства первой крупной шахты Печорского угольного бассейна – «Капитальная» № 1. В этом же году был возведен первый деревянный дом, А следом – второй. Секции этих домов доставлялись с пристани Воркута-Вом по узкоколейной железной дороге, а потом собирались на месте в течение 30 дней. Покорители Севера хорошо понимали, что они не могут ограничиться решением одной центральной задачи – строительством и эксплуатацией угольных шахт.
Приходилось решать десятки сложнейших вопросов, связанных с освоением края, с бытом и жизненными условиями людей. Необходимо было строить рабочие поселки, создавать энергетическую и продовольственные базы, организовывать все виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, речной, гужевой, олений. Налаживать производство строительных материалов, заботиться о создании лечебных, торговых, учебных, коммунальных и других необходимых учреждений.
Первые пробные годы строительства и эксплуатации шахт на Руднике убедительно показали, что без железнодорожной связи с центром страны дальнейшее развитие Печорского угольного бассейна немыслимо.
Советское правительство принимает постановление о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Строительство этой дороги занимает особую страницу в истории Воркуты и Коми республики, как образец непреклонной воли и мужества людей. Ценой многих человеческих жизней была построена магистраль. 28 декабря 1941 года первый паровоз разбудил от векового сна безмолвные просторы тундры. Открылось рабочее движение на всей линии Северо – Печорской железной дороги – от Котласа до Воркуты. В тот же день трудящиеся заполярного города отправили Родине ценный подарок – первый эшелон воркутинского угля. С этого момента страна стала регулярно получать из Воркуты топливо. В трудные для нашей Родины дни, когда фашисты захватили Донбасс, воркутский уголь пошел в промышленные центры страны. Через Ладогу по «дороге жизни» его везли в осажденный Ленинград. Именно в годы войны зародилась дружба между Воркутой и осажденным Ленинградом.
Газета «Ленинградская правда» писала в те годы: «Уголь Воркуты дорог нам не только как топливо, но и как знак любви». Многие оборонные заводы страны ковали на воркутском угле оружие победы. Он двигал к фронту воинские эшелоны и корабли.
В тяжелые годы войны Воркута стала развиваться быстрыми темпами. Было заложено 29 новых шахт, из них 12 введено в эксплуатацию. Более 7 миллионов тонн угля она внесла в военную экономику страны. И не случайно именно в военное время 26 ноября 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении рабочему поселку Воркута статуса города. Но город в это время в основном состоял из бараков, а большая часть населения находилась за колючей проволокой, так называемого, вольного населения было не более 5 тысяч человек.
В августе 1943 года начальником «Воркутстроя» М.М. Мальцевым был подписан приказ о создании театра, утверждена труппа в составе 23 человек. 1 октября состоялось открытие музыкально – драматического театра, основу труппы составили заключенные Воркутлага. Среди них был первый художественный руководитель и главный режиссер театра Заслуженный артист БССР и РСФСР Борис Аркадьевич Мордвинов, бывший главный режиссер Большого театра СССР. Первым спектаклем стала оперетта И. Кальмана «Сильва».
После Великой Отечественной войны Воркута продолжает, стремительно расти. В конце 1947 года на левом берегу реки началось сооружение цементного завода. В 1948 году при комбинате «Воркутауголь» организовали Центральную научно-исследовательскую базу, преобразованную в ноябре 1953 года в Печорский филиал Всесоюзного научно исследовательского угольного института. В начале 1949 года территория города Воркуты включала в себя: центр города, поселки Рудник, Плотина, 3-го района (Печорстроя), Западного района, ВЖД (железнодорожников), ВМЗ (механического завода), Кирпичного завода, а также поселки шахт 17, 18, 25, 26, 40, Центробазу, Аэродром, Шахтоуправление № 1. В 1951 году построена и сдана в эксплуатацию первая обогатительная фабрика на шахте № 17, а с 1952 по 1957 годы появились обогатительные фабрики еще на 7 шахтах. В 1955 году построен и введен в эксплуатацию известковый завод.
В 1956 году Советом Министров Коми АССР утвержден первый генеральный план застройки города. Центр города застраивался уже в послевоенные годы по проектам архитекторов ленинградской школы Г.В. Гонцкевича, В.Н. Лунева, Н.В. Савчина. В 1958 году построен плавательный бассейн, начала работать воркутинская студия телевидения, а здание горного техникума, построенного по проекту архитектора Г. Гонцкевича, как памятник градостроительства включен в краткую художественную энциклопедию «Искусство стран и народов мира». В этом же году в Воркуте открывается филиал Ленинградского горного института для оснащения угольной промышленности грамотными квалифицированными специалистами.
В 1959 году построен Дворец шахтеров и строителей. В 60-е годы начинается реконструкция и техническое перевооружение шахт, Развернулось строительство новых шахт. Самая современная техника того времени пришла на угольные предприятия. Внедрение очистных механизированных комплексов позволило значительно увеличить добычу угля, снизить его себестоимость, повысить производительность труда. В 1966 году одним из первых в угольной отрасли страны комбинат Воркутауголь был награжден орденом Ленина. В 1967 году всего за 11 месяцев построен Дворец пионеров и школьников. Третий по величине среди подобных на территории Советского Союза. 22декабря 1970 года орденом Трудового Красного Знамени, награждается и сам город Воркута. В 1975 году вступила в строй одна из крупнейших шахт Европы – шахта миллионер Воргашорская с годовой добычей угля 4,5 миллионов тонн.
Три шахты объединения: Октябрьская, Воргашорская, Воркутинская награждены орденом Трудового Красного Знамени. В 1975 году в Москве была открыта выставка «Воркута – угольная сокровищница Заполярья». В августе 1984 года на площади Юбилейной установлен памятный знак «Шахтерская слава» автор архитектор Г.Н. Ильяшенко, в честь 50-летия освоения Печорского угольного бассейна.
В 1989 году на крутом берегу реки Воркута при активном участии Воркутинского общества «Мемориал», установлен закладной камень, определивший место будущего памятника Жертвам политических репрессий 30-50-х годов. Автор памятного знака архитектор В.А. Трошин.
В 1990 году на площади Центральной сдан в эксплуатацию универсальный спортивно-зрелищный комплекс «Олимп» архитектор Марцинкевич. Комплекс рассчитан на 1800 зрителей. Предусмотрен для занятий 22 видами спорта. Главное внимание в проекте уделено большой ледовой арене.
В 1999 году закончено строительство площади Центральной. Ее заасфальтировали и озеленили. Она стала местом проведения народных праздников и традиционной новогодней елки со «Снежным городком».
В 2001 году состоялось открытие самой молодой площади города – площади Победы. Она названа в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. На площади установлен монумент – памятник воинам, павшим при защите Родины. Монумент представляет из себя три орудийных ствола обвитых ветвями с листьями. Вверху – два аиста, свивших гнездо на стволах орудий. Эскиз памятника сделала 15-летняя воркутинка Саша Степанова. Идея памятника: «После войны, унесшей многие миллионы человеческих жизней, на нашей земле больше не должны раздаваться выстрелы и крики боли. Разве что только первый крик появляющихся на свет младенцев, маленьких росточков жизни, которых, как обычно объясняют детям, приносят аисты – птицы счастья». Парк был обустроен трудом жителей всего города. Пять тысяч квадратных метров территории парка уложены дерном, обустроены клумбами, высажено 350 деревьев.
Сейчас Воркута, возникшая в мрачные и тяжелые времена культа личности, получившая статус города в суровые военные годы, за самоотверженный труд награжденная орденом Трудового Красного Знамени, стала современным городом с развитой инфраструктурой и мощным промышленным комплексом. Город является крупнейшей сырьевой базой для металлургической и энергетической промышленности России.
Это результат труда многих поколений северян.