Отчет
Х (юбилейной) туристско-краеведческая экспедиция
«Стальные нити к Воркуте»

Введение:

Мировой туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей, чьи высокие темпы развития и большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики. Россия, располагая мощным ресурсным потенциалом, пока не может предложить туристические продукты, конкурентноспособные на мировом уровне. В соответствии с федеральным законом «Об основах туристической деятельности в РФ» туризм рассматривается как один из приоритетов экономической политики государства, и выдвигается задача создания среды, благоприятной для развития туристской индустрии.

Это актуально и для Республики Коми. Туризм в Коми признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития, как новый ресурс и значимый элемент формирования благоприятного имиджа региона. В республике разработаны основные направления  развития туризма  до 2020 года, которые одобрены распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. № 615-р.[1] В Разделе развития культурно-познавательного туризма говорится, что для развития данного вида благоприятны все районы республики и неотъемлемой частью является организация туров, связанных с трагическими страницами истории нашей страны (ГУЛАГ).

В свою очередь Совет муниципального образования городского округа «Воркута» 28 октября 2011 года принял решение № 86 «Об утверждении Концепции развития туризма на территории муниципального образования городского округа «Воркута» на  2011 – 2020 годы».[2]

Мы, воспитанники туристско-краеведческого объединения «Горизонт» МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты,  неоднократно участвуя в поисковых экспедициях, нацеленных на изучение истории своей малой родины, предлагаем свои варианты повышения туристической привлекательности Воркуты, через мемориальные туристско-экскурсионные маршруты. Эти маршруты несут в себе не только спортивный интерес, но и краеведческую познавательную направленность.

 

Актуальность  туристско-краеведческого маршрута «Стальные нити к Воркуте»:

Одной из особенностей туристических ресурсов Воркутинского района является наличие исторических артефактов деятельности ГУЛАГовского прошлого, и это является основой мемориального туризма. Маршруты, которые мы можем предложить,  доступны и разнообразны. На них можно увидеть разнообразные объекты жизнедеятельности системы тоталитарного режима. И в частности уникальные артефакты, которые уже не встретить в городах и поселках Республики Коми, как например развалины тюрем и лагерей, связанных со строительством Северо-Печорской железнодорожной магистрали.  Поэтому наша задача состоит в широкой популяризации таких маршрутов, а также всего мемориального исторического наследия Воркутинского района, как самых страшных символов тоталитарного режима. Эти туристско-экскурсионные маршруты имеют определенную цель показать всему гражданскому обществу, что сохранение исторической памяти, знание истории – гарантия не повторения ошибок прошлого.

Маршрут еще привлекателен тем, что начинается он в месте, где жил и похоронен Виктор Яковлевич Попов, долгие годы считавшийся первооткрывателем Воркутского района. Также  мы  соприкасаемся  с историей  гражданской войны в Коми крае. Осмотреть эти исторические объекты можно отдельно в рамках кратковременных маршрутов «Выходного дня» с одной ночевкой. Подъезд к этим объектам удобен  на ж/д транспорте.

Весь маршрут является логическим завершением исследования строительства Северо-Печорской магистрали воркутинского района.

 

Проводящая организация:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 14» г. Воркута, пос. Воргашор, детское  туристско-краеведческое объединение «Горизонт».

Справочные данные:

Х краеведческая поисково — исследовательская экспедиция школьников «Стальные нити к Воркуте» с 12 по 19 сентября 2012 года.

Проводилась по маршруту:  Северо – восток Республики Коми. В Западной части  МО ГО «Воркута» и проходила по территории бывших поселков: Сейда, Ош – Вор, Шор, Пышор, Пернашор, существующего поселка Сивая Маска вдоль Северо-Печорской железнодорожной магистрали.

Общая протяженность  пешеходного маршрута с учетом радиальных выходов:  89 км.

Продолжительность: 8 дней.

Состав экспедиции:  Количественный состав экспедиции этого года был определен в количестве 13 человек, из них три руководителя и 10 учащихся.

Руководители:

— Витман Ирина Владимировна МОУ «СОШ № 14» учитель физической культуры, руководитель школьного историко-краеведческого музея;

— Калмыков Александр Васильевич председатель Воркутинского общества «Мемориал».

— Гальмуллин Ильсур Ильдусович работник МОУ «СОШ № 14».

Учащиеся МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты:

1. Абасов Канан – 8 класс                    6. Коринь Карина – 8 класс

2. Булатов Руслан – 8 класс                  7. Петров Юрий – 8 класс

3. Высотин Вениамин — 9 класс          8. Хабибуллин Ян – 9 класс

4. Гоголева Ксения  — 8 класс              9. Цымбалюк Александр – 9 класс

5. Колесник Валентин – 8 класс            10. Шашкин Александр – 8 класс

Район: Воркутинский, юго — западная часть. Территория бывших поселков: Сейда, Ош – Вор, Шор, Пышор, Пернашор, существующего поселка Сивая Маска вдоль Северо-Печорской железнодорожной магистрали, с выходами к берегу реки Уса.

Вид туризма:  Пешеходный в тундре, лесотундре  с  7 ночевками  в полевых условиях.

Категория  сложности:   1 степень.

Средний дневной переход:  11 км

Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения  в походе провела руководитель:  Витман И.В.  11.09.2012г.

Варианты подъезда и отъезда :

Подъезд к началу маршрута поездом до ст. Сейда.

Отъезд  поездом от ст. Сивая Маска.

Аварийные выходы с маршрута: Аварийные выходы с маршрута на поезде до Воркуты, возможны с любой точки маршрута на рабочем поезде или на дрезине.   

Изменения маршрута: Изменения маршрута в случае непредвиденных обстоятельств можно прервать на любой ж/д станции на отрезке пути Сейда – Сивая Маска.

 

Краткий обзор района путешествия.

По всей протяженности маршрута территория представляет собой слаборасчлененную волнисто – возвышенную равнину, имеющую почти сглаженный полого-холмистый рельеф в долине реки Уса от реки Сейда. В основном высоты составляли 100-200 метров. Равнина преимущественно заболочена, местами покрыта низким кустарником карликовой березы и полярной ивы. На защищенных от северных ветров участках встречаются кусты и даже заросли ивняка высотой  2 – 3 метра. Вдоль реки встречаются плохо задернованные пространства, которые обычно прорезаются короткими, узкими, часто довольно глубокими оврагами. Характерной особенностью является наличие мелко и крупнобугристого рельефа, выражающегося в повсеместном распространении невысоких холмов различной величины, сопок и гряд с пологими склонами и очень широкими плоскими вершинами. Наряду с этими положительными формами поверхности наблюдаются  и отрицательные формы рельефа – неглубокие полукотловинные понижения с пологими склонами и широкими днищами, которые почти всегда заболочены и обычно заняты озерами и торфяниками. 

Главной водной артерией в Воркутинском районе является р. Уса – правый приток р. Печоры в пределах территории МО ГО «Воркута» ее протяженность составляет 210 км. Уса пересекает территорию с северо-востока на юго-запад поэтому часть маршрута мы прошли вдоль этой красивой и величественной реки. В это время осени тундровые птицы – утки и гуси собираются в стаи и готовятся лететь в теплые края. На привалах мы с особым удовольствием наблюдали за птичьей суетой.  В экспедицию мы отправились во вторую декаду сентября и готовы были к любым капризам погоды, но в этом году нам несказанно повезло. Погода была изумительная, очень тепло днем, без дождя, правда заморозки ночью бывали до – 10 гр. Но спальники нас не подвели и мы не мерзли.  От бывшего пос. Сейда до Сивой Маски местами мы попадали в настоящий лес, где растет береза и ель. Такие острова леса радовали глаз, но ставить палатки в лесу практически невозможно из-за густых зарослей кустарников и болотистой местности. В чем преимущество лесов,  что мы практически не пользовались газовыми горелками – дров для костра достаточно.[3]

 

Историческая характеристика района:

Точкой отсчета в истории Северо-Печорской (первоначально Ухто-Печорской, затем – Северо-Печорской, а с 1946 г. – Печорской) железнодорожной магистрали необходимо считать 27 октября 1937 г. когда было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б). Железная дорога имела протяженность 1560 км. и должна была введена в эксплуатацию в сентябре 1945г. Главной отличительной особенностью ее строительства является то, что изыскания, проектирование и строительство трассы проходило одновременно (приложения).

Северо-Печорский железнодорожный лагерь был создан по приказу  НКВД СССР № 00597 от 14 мая 1940 года, с подчинением Главному управлению лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). В 1947 – 1948 годах временно подчинялся Северному управлению лагерей железнодорожного строительства. Управление лагерем располагалось, а поселке Абезь  Кожвинского района Коми АССР (ныне Интинский район Республики Коми), а с 15 апреля 1950 года – на станции Печора Северной железной дороги. Приказом НКВД СССР определялась основная задача лагеря – строительство железной дороги от станции Кожва до Воркуты протяженностью 465 км. Эта задача была решена лагерем 28 декабря 1941 г. В этот день первый поезд прибыл на станцию Воркута из Кожвы. Затем вплоть до осени 1944 г. лагерь занимался достройкой и увеличением пропускной способности введенной в эксплуатацию трассы. А затем по приказу НКВД СССР № 001311 от 24 октября 1944 г. строил железную дорогу Хальмер-ю — Хановей – шахта №7. С 28 апреля 1947 по 6 мая 1948 г. вел строительство первых 40 км железной дороги от станции Чум в направлении Лабытнанги — порт на мысе Каменный (Обская губа). 24 июля 1950 г. был объединен с Севжелдорлагом в Печорский лагерь (Печлаг).

Структура Северо-Печорского железнодорожного лагеря. Вся трасса была разделена на два участка строительства: северный и южный  Границей между ними была станция Кочмес. Итак, от Кожвы до Кочмеса располагались подразделения южного участка, а от Кочмеса до Воркуты — северного. В состав южного участка входили 29 лагпунктов. Северный участок включал 27 лаг­пунктов: Турун, Ошпер, Петрунь, Бугры Полярные, Пиярга, Уса, Абезь, Марков, Сармаю, Амшор, Сивая Маска, Пернашор, Шор, Пышор, Ош-вор, Сейда, Чум, Кыкшор, Песец-1 и Песец-2, Хановей-1 и Хановей-2, Пальник, Юнь-яга, Ненец, станция Воркута. Итого 56 лагпунктов. Осе­нью 1940 г. были созданы: автодорожное отделение (делилось на уча­стки и околотки), судостроительная верфь в Палякурье (недалеко от с. Усть-Уса), рассчитанная на производство десяти колесных катеров и барж общей грузоподъемностью 1800 т., лесозаготовительный ОЛП в верховьях Печоры мощностью в 400 тыс. куб.м древесины. Самыми крупными были первое, второе и пятое отделения. Первое отделение вело строительство от Кожвы до Сыни, второе — от Сыни до Кожима, третье – от Кожима до Кочмеса, четвертое – от Кочмеса до Абези, пятое – от Абези до Сивой Маски, шестое – от Сивой Маски до Ошвора, седьмое – от Ошвора до Сейды и восьмое – от Сейды до Воркуты. В каждом отделении насчитывалось в среднем по семь лагпунктов («боеучастков») и несколько десятков колонн. К 1 января 1941 г. списочный состав рабочей силы (заключенных) насчитывал 34959 чел., или в среднем по 4000 заключенных на одно отделение. Осенью 1941 г., с наступлением холодов, ситуация на трассе резко ухудшилась. Остановилось строительство Кожимского, Интинского и Усинского мостов, сократился подвоз продовольствия, медикаментов и материалов. В результате увеличилась заболеваемость заключённых и как следствие этого – смертность. По неполным данным, на 1 января 1941 г. (т.е. всего  семь месяцев существования лагеря) умерли 3586 заключенных. Но четвертом, шестом и восьмом отделениях 60-80% заключенных были больными или слабосильными. В декабре  в 118-й колонне шестого отделения из 215 чел. заключённых в строю были только 42 чел. 

28 декабре 1941 г. первый поезд пришел в Воркуту. Машинист Петр Петрович Дунаев на паровозе О-в-7 с двумя угольными платформами и классным вагоном был торжественно встречен ликующей толпой воркутинцев. Задача, поставленная перед железнодорожными Северным и Печорскими лагерями, была выполнена. 25 января 1942 г. приказом НКВД СССР №00185 Печорский железнодорожный лагерь был объединен с Заполярным лагерем. В соответствии с приказом главной задачей лагеря становится увеличение пропускной способности магистрали Кожва — Воркута и окончание работ ликвидированного Заполярлага. Он становится самым крупным лагерем из всех, дислоцированных на территории Коми АССР. В сентябре 1942 г. в его девяти лаготделениях насчитывалось более 50000 заключенных.[4]

Кроме истории строительства  железной дороги на Воркуту заслуживают внимания еще два объекта:  Бывший поселок Сейда.  Здесь начиная с 1949 года, жил и трудился коми охотник Виктор Яковлевич Попов. Долгое время являвшийся первооткрывателем воркутинского района.

В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении строителей Северо-Печорской железной дороги»  Орденом Красного Знамени   в числе награжденных был и В.Я. Попов.

В 1947 году 23 декабря Указом Президиума Верховного Совета СССР Попов В.Я. за открытие Воркутского месторождения высококачественного угля награжден орденом Ленина. В 1949 году 28 августа  по приказу Начальника Комбината Воркутуголь Кухтикова для строительства  Попову было выделено 20.000 рублей и построен одноквартирный дом на берегу р. Усы на окраине пос. Сейда. В этом доме коми охотник прожил долгие годы. Похоронен недалеко от дома на высоком берегу.[5]

Другим достопримечательным местом на маршруте является бывшая деревня Ошвор, которая располагалась в 85 км. от будущего города Воркуты. Кровавые события на этом месте произошли до открытия Печорского каменноугольного бассейна. В ночь с 9 на 10 апреля 1921 года в деревушке разыгралась кровавая драма, она была одной из самых кровавых и диких за все время гражданской войны в Коми крае. На этом месте оборвалась жизнь порядка 70 человек в результате бессмысленного и массового уничтожения людей, охватившего всю Россию. Из всех погибших удалось восстановить фамилии лишь 20 человек. Среди жертв трагедии были русские, коми, ненцы. В 1967 году на месте братской могилы на берегу р. Уса был установлен обелиск автор И. Пылаев, а в 1977 году на  ж/д станции Ошвор была установлена памятная стела – бетонный монумент с ликом красноармейца в буденовке. Совсем немногие знают,  чему посвящен этот памятный знак.[6]

 

Общая идея и подготовка к туристско – краеведческой экспедиции.

Для проведения поисково-исследовательской экспедиции 2012 г. под названием «Стальные нити к Воркуте» был выбран район участка железнодорожной магистрали Сейда – Сивая Маска  с остатками поселков и железнодорожных станций Ошвор, Шор, Пышор, Пернашор. С целью: поиска мест расположения бывших лагерей и захоронений заключенных. Объект исследования находится к юго – западу от Воркуты и начинается маршрут от 74 км. на ж/д Воркута – Москва.

Экспедиция этого года  стала  логическим завершением  прошлого сезона, когда юные краеведы двух воркутинских  школ № 14 и № 35  начали исследование  территории  вдоль  ж/д Хановей – Мульда.  А в этом году завершили исследование ст. Сивая Маска, которая является границей воркутинского и интинского районов. В предыдущих экспедициях 2006 – 2009 гг. наши старшие товарищи историю строительства ж/д Чум – Лабытнанги от 0 км. (ст. Чум) до 117 км. (ст. Собь), так как этот промежуток дороги был построен в 1947-1948 гг. западным участком строительства с территории Коми АССР, и до 1953г. населенные пункты вдоль этой дороги относились к Коми АССР.  Таким образом, благодаря этой экспедиции 2012 г. мы завершили исследования строительства Северо-Печорской магистрали в Воркутинском районе.

У основного костяка ребят это была первая экспедиция. Но туристический опыт был у всех участников, и помог опыт работы в школьном музее. Поэтому  наша туристическая группа к такого рода путешествию в принципе была готова. Учитывая ограниченность во времени – всего 8 дней, нашими задачами  стало:

1. Познакомиться с районом экспедиции по литературным и картографическим материалам;

2. Исследовать территорию железной дороги от моста через реку Сейда (пикет 2245) до ж/д станции Сивая Маска с обозначением на картосхеме интересных с исторической точки зрения объектов, описанием, зарисовкой, видео-фотосъемкой, поиском мест захоронений;

3. Поиск и сбор музейных экспонатов для оформления экспозиции по истории строительства Северо – Печорской железнодорожной магистрали;

4. Составление туристического маршрута.

План проведения экспедиции этого года составлялся с учетом того, что этот поход должен стать логическим завершением исследования вдоль ж/д магистрали. Учитывалось и то, что будет множество заболоченных мест и то, что будут участки с лесом. Поэтому дров на маршруте будет достаточно. Но газовые горелки все — таки взяли, рассчитывая ускорить приготовление перекусов и сократить время на обед. Для обогрева в палатке взяли газовую лампу, которая практически не пригодилась, так вечера были теплыми. Учитывая, что большая часть группы были в экспедиции впервые внимательно подошли к подбору группового и личного снаряжения, к количеству и весу продуктов.

Глобальная идея туристической экспедиции проста: духовное и физическое развитие, изучение истории родного края, повышение туристического мастерства, получение удовольствия посредством преодоления трудностей и общения с единомышленниками.

 

Техническое описание  маршрута:

 

12.09.12г. День первый

Пос. Воргашор – г. Воркута – станция Сейда по ж/д ветке Воркута – Москва – движение  на  автобусе и поезде расстояние 104 км. От станции, загрузившись продуктами и снаряжением, отправились к реке Уса. Выбрали место для бивака в небольшом березовом лесочке на бугре. Разбили палатки, развели костер, вскипятили воду и пообедали. Дождались Горбачева Анатолия Александровича – старожила поселка, с которым предварительно договорились о встрече и отправились в радиальный поход с целью исследования  бывшего поселка, кладбища, где похоронен В.Я. Попов и лагерного отделения, располагавшегося у моста через р. Сейда.

Справочные данные:

СЕЙДА — посёлок на правом берегу р. Усы. центр сельский совет,  расположен в 72 км от г. Воркуты. Возник как ж/д станция в конце 1930- начале 1940-х гг. Отмечен на карте 1945 г. В 1956 г. — ж/д. ст. Сейда в Хановейском поссовете: в 1959 г. там жили 20 чел. С 26 июня 1966 г. — посёлок, центр Сейдинского сельского совета. В 1970 г. здесь жили 1.345 чел., из них при станции 165 чел. (91 муж., 74 жен.), в посёлке — 1180 чел. (682 муж., 498 жен.); несколько иные данные опубликованы в справочнике «Сельские нас. пункты Коми АССР» (1992 г.), согласно которому в 1970 г. здесь жили 1452 чел., из них при станции 287 чел. (вероятно, это сведения по населению ж/д ст. Сейда вместе с ж/д станциями Чум и Кык-Шор), в посёлке — 1165 чел. В 1979 г. в Сейде жили 1206 чел. (из них при станции 181 чел., в посёлке — 1025 чел); в 1989 г. — 1364 чел. (730 муж.. 634 жен.), в основном русские: в 1992 г. — 1127 чел.; в начале 1995 г. — 892 чел.[7]

Комментарий автора:

Вот и настал момент попрощаться с цивилизацией  на целых восемь дней. Оставив родителей на Воргашоре, мы загрузились с палатками, едой и рюкзаками в автобус и отправились на железнодорожный вокзал. Загрузившись в поезд, увлеченно обсудили предстоящий поход. Многие из нас еще и не представляли, что нас ждет впереди. Все было в ново и в радость и установка палаток, и разведение костра. Вечер после похода у костра немного был подпорчен дождем, который загнал нас в палатки.

 

13.09.12г. День второй.

Выход на маршрут в 09 -00. До этого с утра после завтрака исследовали территорию пристани и бывшего совхоза. Описали развалины домика В.Я. Попова. Погода ясная, тепло. Повезло с тем, что наш новый знакомый А.А. Горбачев любезно согласился сделать заброску продуктов и палаток по реке на моторной лодке до местечка Ошвор. Поэтому двигались вдоль реки можно сказать налегке – в рюкзаках только личные вещи и минимум продуктов. Движение вдоль реки создавало определенные трудности, галечник и заболоченные участки встречались почти на протяжении всего пути, но иногда и везло, когда тракторная дорога подходила близко к реке. Устье реки  Сяд – Яга преодолели без особых трудностей, тех у кого не было сапогов – бродней перенесли соблюдая страховку. График движения – переход 20 минут, 10 минут привал. К  17 час подошли к месту нового бивака недалеко от бывшей деревни (если так можно назвать место, где мы нашли остатки от 5 строений). Быстро поставили палатки, организовали бивак и пошли осматривать окрестности. У памятника отдали дань памяти  убитым красноармейцам и гражданским лицам – жертвам гражданской войны 1921 года. Потом исследовали местность, на которой находилась бывшая деревенька,  ничего примечательного не обнаружив, переместили свои поиски ближе к берегу, там мы обнаружили остатки огромной землянки. Вечером быстро стемнело и на этом наши поиски закончились. 

Справочные данные:

ОШВОР — деревня на правом берегу р. Усы. в Сивомаскинском поселковом совете, в 50 км от центра поселкового совета , Воркутинский городской совет Выселок Ош-Вор упомянут в подворно-экономическом исследовании 1904 г.; тогда в нём имелось 2 двора В 1905 г. здесь был 1 двор, 3 жителя (2 муж., 1 жен.), в 1920 г. — 6 дворов, 40 жителей (20 муж., 20 жен.), в 1926 г. — 4 двора, 31 житель (18 муж., 13 жен.). В списке населенных пунктов 1926 г. — деревня Ош-вор в Верхнеусинской волости, в списке населенных пунктов 1930 г. — деревня Ош-вор в Абезьском сельском совете, здесь имелось агентство Госторга. В переписи 1939 г. — деревня Ошвор Абезьского сельского совета, 15 жителей (8 муж., 7 жен.). В списке населенных пунктов 1956 г. — деревня Ошвор Хановейского поселкового совета. 20 декабря 1974 г. исключена из учётных данных.

ОШВОР — ж/д станция в Сивомаскинском поселковом совете, в 45 км от центра поселкового совета. Воркутинский городской совет. Возникла в 1940-х гг. В 1949 г. — в Абезьском поселковом совете, в 1956 г. — в Хановейском поселковом совете, в 1960 г. — в Сивомаскинском поселковом совете. 20 декабря 1974 г. исключена из учётных данных.[8]

Комментарий автора:  

После подъёма и довольно нескудного завтрака нас ожидало еще исследование остатков разрушенного дома, и местности бывшего совхоза. Кругом были прямые подтверждения этого: большие бидоны из под молока, сельхозтехника. Впечатление произвели огромные плавсредства в виде лодок, катера и парома. Двинулись вдоль берега по  пути созерцая величие Уральских гор, которые виднелись на горизонте. После первого перехода  начинаю понимать всю тяжесть мероприятия  под впечатлением от тяжести рюкзака. А этих переходов ещё немерено… Всё с каждым шагом интереснее и интереснее… Обед, конечно, более-менее восстановил силы, но общее чувство усталости полностью не исчезло. За каждым поворотом реки ждали заветного слова Ирины Владимировны, о том что пришли на место, но его все не было. Наконец на горизонте мы увидели человека у реки и поняли, что это наш товарищ, уехавший на моторке с вещами вперед. Радость охватила всех, что греха таить – устали.  После ужина был проведён необычный ритуал посвящения в туристы. Ну, а потом – крепкий, здоровый сон.

 

14.09.12г. День третий.

Подъем в 06-00, завтрак. В 08-00 запланирован выход на маршрут. Когда собрали палатки и рюкзаки, выяснилось, что часть продуктов придется нести еще и в руках. С особым теплом вспомнили старожила Горбачева, который нам вчера помог с заброской.  По грунтовой дороге дошли до железки, еще раз почтили память о погибших в гражданской войне у стелы недалеко от ст. Ошвор и отправились по вездеходной дороге в сторону ст. Пышшор. Глаз радовала только необъятная тундра, да небольшие островки березового леса. Никаких строений, только в двух местах встретили брошенные казармы  по  2 дома – на ручьях Ошвор  и Пышшор.  В пути столкнулись с тем, что не было ни одного чистого ручья из которого можно было бы напиться. Обедали на станции Пышор, прямо у скважины закипятили на газовых горелках воду, пообедали, запаслись водой и отправились дальше. Леса стало побольше,  встретили еще одни развалины и к вечеру добрались до ст. Шор. Долго искали место, где можно разбить бивак, кругом одно болото. Место, которое нашли пришлось расчищать от кустарника. Плотно поставили палатки, поужинали и разбрелись по палаткам.

Справочные данные:

ПЫШШОР — ж/д станция в Сивомаскинском поселковом совете, в 32 км от центра поселкового совета, Воркутинский городской совет. Возникла в 1940-50-х гг. В списке населенных  пунктов 1956 г. — ж/д ст. Пышшор в Хановейском поселковом совете. Интинского р-на. В списке населенных пунктов 1960 г, — в Сивомаскинском поселковом совете. 31 августа 1976 г. исключена из учётных данных.

ШОР — ж/д станция в Сивомаскинском поселковом совете, в 21 км от центра поселкового совета. Воркутинский городской совет. Возникла в 1940-50-х гг. В 1956 г. — в Хановейском поселковом совете  Интинского поселкового совета. В 1960 г. — в Сивомаскинском поселковом совете  Интинского городского совета. 31 августа 1976 г. исключена из учётных данных.[9]

Комментарий автора.        

Этот день показался особенно трудным и не интересным в плане находок и исследований. Последние силы ушли на поиск места для установки палаток и разбивку бивака. Вяло побеседовали после ужина и решили  пораньше лечь спать.

 

15.09.12г. День четвертый.

Подъем в 07-00  после завтрака собрали  палатки, уложили рюкзаки и отправились в путь. Двигались стандартно 20 мин. Переход, 10 мин привал. К обеду подошли на место бивака. Встали лагерем на руч. Пернашор. Место оказалось очень живописным. И ручей с чистой водой и высокий берег с живописным леском – идеальное место для лагеря. А больше всего обрадовало то, что руководители сообщили, что на этом месте мы будем стоять 3 дня. После обеда  отправились в радиальный поход с целью  исследования остатков первой дороги,  деревянного моста, поиска исторических артефактов и мест захоронений.

Справочные данные:   

ПЕРНАШОР — ж/д станция в Сивомаскинском поселковом совете в 32 км от центра поселкового совета,  Воркутинский городской совет. Возникла в 1940-х гг. В списке населенных  пунктов 1949 г. — в Воркутинском городском совете. В списке населенных  пунктов 1956 г. — в Сивомаскинском сельском совете  (с 29 ноября 1957 г. — поселковый совет  Интинского р-на. 31 августа 1976 г. исключена из учётных данных.[10]

Комментарий автора:                  

Итак, самый радостный день нашей экспедиции!  Во-первых дошли до бивака быстро и без особых приключений, место красивейшее. А главное не нужно несколько дней собирать и ставить бивак, радовало и то, что Ирина Владимировна сказала, что на этом месте мы должны найти много интересного. В первый же день ее обещания начали оправдываться. Описали два моста, один деревянный через р. Пернашор (он больше похож на небольшую речку), и первый (условно, потому что рядом еще один по которому сейчас осуществляется движение) бетонный мост, поразило то, что рельсы на нем лежали то ли английские, то ли американские, а на самих бетонных быках  увековечены фамилии  людей бригады, которых строили этот мост. Вечер был теплым, и мы долго засиделись у костра, общались, делились впечатлениями.

 

16.09.12г. День пятый.

Подъем в 07 – 00,  завтрак. Выбрали дежурного по биваку – никто не хотел оставаться. Взяли с собой дневной и перекус и отправились на исследование бывшего ЛО Сангородок. Сначала вышли к ж/д, чтобы осмотреть в каком же месте был въезд в лагерь, нашли только небольшую тропинку по которой и отправились вверх. Тропа шла в густых зарослях. Ни справа ни слева ничего не предвещало о том, что здесь когда то жили (если так можно сказать) люди. Вдруг от руководителей прозвучала команда остановиться и повернуть вправо, в сплошные кусты. Пройдя буквально 10 метров в зарослях, мы вышли на бывшую пекарню.  И уже от этого места, разбившись на группы, по квадратам начали поиски. Территория лагеря оказалась довольно таки большой. Мы находили множество разрушенных печей,    соответственно значит было и много бараков. Только в  двух местах нашли остатки столбов с колючей проволокой. Но внутри нас поразило несколько находок Это аллея, которая вела к кладбищу, и остатки  фигур и стел на этой аллее: вазоны для цветов, огромная фигура полярного летчика, остатки бюста генерала (условно мы его назвали Кутузов), торс атлета, девушка с веслом (только весло кто – то унес), бюст человека с бородой (условно мы назвали его Циалковский). Далее мы нашли постамент, и когда почистили его от мха, обнаружили выложенную мозаику из  кирпича. Вся территория лагеря разделена пожарными канавами. Внутри мы нашли предметы быта: котлы для приготовления пищи, большие армейские термоса, так же для переноски пищи, орудия труда. И еще нашли остатки механических агрегатов. Единственное в чем наши поиски остались безрезультатные — это территория кладбища, которая тоже занимает довольно большое пространство. На этой территории трава и Иван-чай выросли больше человеческого роста, но ни одной таблички, ни одного памятника, ни одного креста, обозначающего могилы мы не нашли. Начинали мы свои поиски с северо-восточной стороны лагеря, а вышли на юго- западную сторону. К вечеру вернулись на бивак.

Комментарий автора:

Сначала я не понимал вообще, что мы ищем как можно в кустах и высоких зарослях что либо обнаружить, но после первых находок начал  кое-что понимать. Когда мне ребята уже бывавшие в экспедиции показали, что если есть куча кирпичей, значит должны быть и остатки здания и я это увидел, я увлекся, мне стало интересно. А когда во время обеда Ирина Владимировна и Александр Васильевич рассказывали о истории Воркуты и строительстве железной дороги на Воркуту стало многое понятно в том чем мы занимаемся. Вечером у костра после ужина, мы долго обсуждали увиденное и прочувствованное за день, какое то тягостное чувство оставило у всех нас соприкосновение с этой историей. Не хотелось бы оказаться на месте  тех людей, которые строили эту дорогу.  

 

17.09.12г. День шестой.

Подъем как обычно  в 07-00, дежурные уже развели костер и сварили кашу. Выход на маршрут в 08 -30 час. Сегодня у нас радиальный поход к р. Уса. Прошли мимо лагеря по той же тропе, за территорией лагеря нашли остатки шлагбаума и вышли на довольно таки широкую грунтовую дорогу. Двигаясь по дороге, мы находили остатки от автомобильного транспорта, что подтвердило наши предположения, что это была автомобильная трасса. Через ручьи были возведены бревенчатые мостки. Дорога все время вплоть до реки вела вверх. Закончился лес, и нашему взору открылась река – широкая и величественная. Место поразило своей красотой. Быстро пообедав, мы приступили к поискам. Нашли большую территорию, которую занимал ОЛП, множество остатков строений за периметром зоны, кузню с остатками ее деятельности. К самому берегу реки нашли остатки узкоколейного рельсового пути, и нашли огромный по своим размерам карьер. Видимо с этого карьера и доставляли гравий на отсыпку железной дороги на Воркуту. Гравий по всей вероятности доставляли с карьера, двумя путями – автомобильным по которому мы пришли к реке, и был еще один путь узкоколейная железная дорога – остатки этого пути мы обнаружили на обратном пути. Но на самом месте карьера обнаружили остатки от паровозов, вагонеток и другой техники. В лесу на берегу Усы мы встретили лесного красавца – глухаря, который нас и не сильно испугался и величественно удалился в чащу. Обратный путь мы проделали по автомобильной дороге, которая чуть дальше  тропы вышла к железнодорожному полотну.

Вечером после ужина подольше посидели у костра. Любовались звездным небом, пили чай и  беседовали.

Комментарий автора:

Вот и прошел 6 день  нашего путешествия, я уже привык и к ночевкам в палатке, и спальному мешку. Оказывается, спать в нем довольно таки комфортно и не холодно, хотя морозы ночью доходят до минус десяти градусов. Оказывается, и мыть посуду в холодном ручье тоже не так страшно, как это казалось поначалу. А каша, по утрам приготовленная на костре вообще превзошла все ожидания, я и не думал никогда, как это вкусно! Компот из тундровых ягод это не только вкусно, но и полезно, правда, прежде чем его отведать, нужно потрудиться и собрать ягоды, но дружно мы делали это очень быстро. Вообще я не спроста задумался о походной гастрономии. Никогда и ни при каких условиях дома  невозможно приготовить  походную пищу. В походе, а особенно в длительном,   мы находимся в экстремальных условиях. Нет мамы, и папы, все приходится делать самому. Приходится учиться жить в природных условиях. И если все делать правильно, то так можно прожить довольно долго. Это уроки необходимые каждому человеку – умение выжить.

 

18.09.12г. День седьмой.

Подъем в 07-00 выход на маршрут в 08-30.  Движение рядом с насыпью железнодорожного полотна.  Идти стало легче, рюкзаки заметно полегчали.  Через пару переходов подошли к закрытой станции Пернашор. Ненадолго остановились для того чтобы посмотреть, что осталось от казарм на околотке и двинулись дальше.  До самой Сивой Маски больше ничего интересного не встретилось. В поселке мы поставили свои палатки в школьном дворе. Оставили дежурных и отправились в школу узнать информацию о жителях поселка. В школе сразу же сумели побеседовать с учительницей немецкого языка Поповой Ларисой Вячеславовной, которая родилась и выросла в этом поселке. Затем, разделившись на группы, побеседовали с жителями поселка, осмотрели окрестности и встретились  еще одной жительницей Филипповой Анной Николаевной 1930 года рождения, которая проживает в поселке с 1947 года. Перед ужином мы получили приглашение от местных школьников сыграть товарищескую встречу по баскетболу. Хоть и усталость после пройденных километров чувствовалась, не смогли отказать гостеприимным хозяевам и с удовольствием гоняли еще час мяч по школьному спортзалу.

Справочные данные:

СИВАЯ МАСКА — деревня на  правой стороне р. Усы. Возникла в начале XX в. На карте 1918 г. — Ношляп (Маска): в 1920 г. — выселок Маска (Сивей). 2 двора, 11 жителей (6 муж., 5 жен.); в 1926 г. — 1 двор, 8 жителей (4 муж., 4 жен.); в 1930 г. — выселок Сивей седой (Мазка) в Абезьском сельсовете Ижемского р-на. На карте 1938 г. — Ношляп. В переписи 1939 г. — деревня Сивая Маска в том же сельсовете, но уже Усть-Усинского р-на. 434 жителя (270 муж., 164 жен.). На картах 1940 и 1945 гг. — Сивая Маска. Исследователь А.И. Туркин писал, что «в послевоенные годы в деревне Сивая Маска было развито оленеводческое хозяйство и посёлок назывался Оленьсовхоз». В списке населенных пунктов 1949 г. — совхоз Сивая Маска в составе Абезьского поссовета. В списке населенных  пунктов 1956 г. не значится. В списках населенных пунктов 1960 и 1968 гг. — посёлок Горняк (ферма оленьсовхоза) в Сивомаскинском поссовете. 20 декабря 1974 г. посёлок исключён из учётных данных. В списке населенных пунктов 1992 г. не значится. На карте 1994 г. — Сивая Маска.

СИВАЯ МАСКА (посёлок, ж/д ст.) — см. Сивомаскинский.

СИВОМАСКИНСКИЙ (СИВОЙ МАСКА) — рабочий посёлок на правой стороне р. Усы. центр поселкового совета, в 128 км от г. Воркуты, Воркутинская городская администрация В I пол. 1940-х гг. появилась ж/д станция Сивая Маска. В списке населенных пунктов 1949 г. в составе Абезьского поселкового совета числились посёлок Сивая Маска, ж/д ст. Сивая Маска и совхоз Сивая Маска. В 1956 г. существовал только посёлок Сивая Маска, ставший к этому времени центром сельского совета. 29 ноября 1957г. он был преобразован в рабочий посёлок, центр поселковый совет. В 1960 г. в состав поселкового совета входили посёлки Горняк. Горняк (Ферма Оленьсовхоза). Сармаю, деревни Юнь-Яга, Ошвор. ж/д станции Амшор. Ошвор, Пернашор, Пышшор, Шор. 24 ноября 1966 г. Сивомаскинский поселковый совет был передан в состав Гоняцкого р-на г. Воркуты. В 1989 г. здесь жили 669 чел. В состав Сивомаскинского поселкового совета  входит п. Мескашор.[11]

Комментарий автора:

Вот и закончился наш многодневный поход. Завтра мы сядем в поезд Москва – Воркута и отправимся домой полные впечатлений, гордые собой и невероятно довольные тем, что увидели и перетерпели…

 

19.09.12г. День восьмой.

Хоть и поднялись рано, но собирались очень лихорадочно, не терпелось сесть в поезд. Последним маршем с рюкзаками за спиной прошли по центральной улице поселка Сивая Маска к железнодорожной станции. Как водится, немного подождали прибытия поезда, загрузились в вагон и уже из окна еще раз понаблюдали места, по которым проходил наш  туристический маршрут.

 

Краеведческое задание:

Пройти участок  ж/д от ст. Сейда до ст. Сивая Маска, попутно исследуя окрестности дороги, остатки строительных колонн, карьеров и подъездных путей к ним. Почему именно этот маршрут? Потому что в трагической истории Воркуты строительство Северо-Печорской железной дороги – основной транспортной коммуникации Печорского угольного бассейна и Коми АССР, было важнейшим условием промышленного освоения  Европейского Северо-Востока.  В октябре 1937 г. правительством СССР было принято решение о строительстве Северо-Печорской железной дороги, сыгравшей  впоследствии исключительную роль  в развитии народного хозяйства Республики Коми. С началом Великой Отечественной войны темпы сооружения  железной дороги ускорились. Путь укладывался одновременно на нескольких участках. Одна группа строителей шла навстречу другой. Передовые бригады и «боеучастки» в некоторые дни прокладывали до 5 км пути. Таких темпов тогда еще не знала не только советская, но и мировая практика железнодорожного строительства. 28 декабря 1941 года первый рабочий поезд прибыл в Воркуту по этой дороге.

Железная дорога дала жизнь нашему городу. Но какой ценой?

Ценой сотен тысяч человеческих жизней.

Строительство Северо-Печорской магистрали – это и народная трагедия и народный подвиг. Северная железная дорога и сегодня своей стальной нитью связывает угольную Воркуту с миром. По ней день и ночь более шестидесяти лет нескончаемым потоком течет воркутинский уголь, по ней мы едем в отпуск и возвращаемся в родной город. И только пассажиры из окон теплого, уютного вагона разглядят убогие, покосившиеся кресты вдоль дороги. Их немного осталось. Но не разглядишь из окна безвестных, никем не обласканных, провалившихся братских могил шестидесятилетней давности. В них покоится прах сотен тысяч умерших от непосильного труда на строительстве магистрали.

И будто слышишь в перестуке колес некрасовские строки:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Всех ли нас, бедных,  добром поминаете

Или забыли давно?…

 

Итоги, выводы, рекомендации:

Время проведения этой экспедиции совпало с несколькими значимыми моментами: во-первых,  эта экспедиция воркутинских школьников стала Х юбилейной и мы отдаем себе отчет в том, что именно нам выпало ее провести. Задолго до нас – воспитанников туристско-краеведческого объединения «Горизонт»  МОУ «СОШ № 14» поселка Воргашор, школьники городских школ начали заниматься исследовательской и поисковой деятельностью, и мы не только подхватили эстафету, но и продолжили начатую поисковую, краеведческую работу: во – вторых этой экспедицией мы закончили исследование строительства Северо-Печорской магистрали в  воркутинском районе, что  и явилась логическим завершением экспедиций 2006, 2007, 2009 годов в течении которых юные краеведы Воркуты исследовали территорию вдоль ж/д Чум – Лабытнанги от 0 км. (ст. Чум) до 117 км. (ст. Собь), так как этот промежуток дороги был построен в 1947-1948 гг. западным участком строительства с территории Коми АССР, и до 1953 г. населенные пункты вдоль этой дороги относились к Коми АССР. И экспедиции 2011 года под названием «Стальная подкова Воркуты», в которой мы прошли от моста через р. Воркуту (2245 км.) до ж/д станции Хановей и по железнодорожной ветке Хановей – Мульда до бывшего пос. Мульда.

Экспедиция 2012 года под названием «Стальные нити к Воркуте»  оказалась успешной потому что, во-первых, у нас был сплоченный коллектив и все участники были примерно одного возраста. У руководителей  это не первая и даже не пятая экспедиции такого рода. Трое участников тоже имели опыт такого рода деятельности. Основная масса юных краеведов  в походных условиях оказались впервые но, несмотря на это они с честью выдержали все испытания. Так что морально – психологический климат в группе был отменным. Во-вторых,  помощь и участие в нашем деле людей, которых мы встретили во время экспедиции: Горбачев Анатолий Александрович, который не только рассказал и показал исторические места на бывшем поселке Сейда и его окрестностях, но и помог нам в первый день маршрута, сделав заброску до местечка Ошвор. Местных жителей поселка Сивая Маска, которые рассказали нам об истории этого поселка. В третьих – экспедиция в очередной раз состоялась при финансовой поддержке  Республиканского фонда «Покаяние» и его председателя М.Б. Рогачева.

Погода нам благоприятствовала, не приходилось сушиться у костра и нести мокрое тяжелое снаряжение. Не подвело снаряжение, палатки оказались удобными в переноске и установке. Спальные мешки, рассчитанные на минусовую температуру не подвели, хотя заморозки до минус десяти градусов были несколько ночей. На пути не встретилось  опасных водных преград, поэтому небыло промокших ног, хотя сапоги – бродни были не у всех участников экспедиции.

Когда мы после окончания экспедиции, возвращаясь, домой  в поезде,  смотрели  на те места, где побывали, каждый, наверное, думал о своем, а наш товарищ Александр Шашкин  высказал свои мысли вслух: «Что тянет нас из уютного дома в дикую природу? Может романтика? Может желание проверить себя? Может тяга познания чего — то нового? А может быть все это вместе? Но я знаю одно: если мне выдастся возможность пойти еще раз в экспедицию – я ни за что от этого не откажусь!»

И в душе мы, молча с ним согласились.

Наши экспедиции носят практический характер: Где как не в Воркуте и сопредельных территориях развивать мемориальный туризм? На сегодняшний день мы можем предложить ряд мемориальных маршрутов, в том числе и этот «Стальные нити к Воркуте».

 

Приложения:

График движения

Перечень снаряжения + продуктовое обеспечение



[1] Правительство РК Распоряжение  от 31.12 2010г. № 615

[2] Решение  № 86 Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 28.10.2011г

[3] «Воркута – город на угле, город в Арктике» 2-е доп. и перераб.  н-п изд/ Отв. Ред. д.б.н. М.В. Гецен Сыктывкар, 2011.

[4] Н.А Морозов  «ГУЛАГ в Коми крае Сыктывкар 1997

[5] Указ Президиума Верховного Совета СССР  Москва, Кремль 23 декабря 1947г «Заполярная кочегарка» №9 от 24 января 1948г

[6] «Республика» № 91 от 30 апреля 2011г

[7]-[11] Жеребцов И.Л. Населенные пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник- Изд. Второе, дополненное и исправленное. 1997г.